Техника плетения "дёрганье" - древний способ плетения, который был распространён повсеместно по всей территории России, Западной Европы (fingerloop brade), Японии (Kuchi-Uchi), Передней Азии. В наше время уже нет такой необходимости самим плести шнуры для хозяйственных нужд, но раньше это было очень востребовано, этим и было вызвано такое многообразие способов плетения шнуров. Конечно, декоративные шнуры, используемые в одежде нужно рассматривать отдельно.
В наше время эту технику плетения я бы рекомендовала:
- мастерицам, которым необходимы шнуры для их изделий и поделок,
- людям, занимающимся реконструкциями,
- преподавателям детских центров,
- мамам детей младшего и школьного возрастов для гармоничного развития у их детей обоих полушарий мозга,
- всем, кто испытывает радость от созидания и творчества!
Главная особенность этой техники заключается в том, что для создания тесьмы требуется участие обеих рук, а значит и участие обоих полушарий мозга.
Плетение осуществляется кончиками пальцев, при этом в работе задействованы безымянный палец и мизинец, которые обычно не бывают задействованы при других способах плетения. Само плетение очень просто в исполнении, поэтому его можно смело осваивать с малышами.
Большое разнообразие способов плетения, необычные сочетания цветов и фактур делают эту технику неисчерпаемой в творческом плане. Это и прекрасный способ для детей провести совместный досуг, когда один плетёт, а другой держит и помогает подбивать тесьму.
Эта техника требует внимательности и усидчивости, так как бросать изделие не законченным (не имея необходимого приспособления под рукой), можно перепутать нитки при следующем надевании петель на пальцы и нарушить само плетение и узор.
Семья Кишевых из Кабардино-Балкарии на протяжении многих лет исследовала влияние плетения на раннее развитие детей и успеваемость в школе. Они смогли доказать, что 15 мин. плетения в день достаточно, чтобы ребёнок стал более внимательным, активным, легче осваивал письмо. Они предлагают использовать плетение (не только дёрганцы, а вообще плетение) как часть учебного процесса, которые помогут ребёнку раскрыться как творчески, так и в социальной среде. Технике дёрганье они уделяли особое внимание, так как сама специфика плетения петлями на кончиках пальцев оказывает сильное стимулирующее действие на мозг.* Есть такая система целительства Су-Джок, в ней используются системы соответствия кисти и стопы всему телу. В одной из систем соответствия мозг располагается как раз на крайних фалангах, на кончиках пальцев.
Поэтому я очень рекомендую именно эту технику плетения в работе с детьми, хотя бы потому, что она проста и в то же время многообразна, не даст скучать ни вам, ни деткам.
При работе с детьми лучше брать нитки потолще и помягче, так как тонкие нитки при работе могут впиваться в кожу причиняя боль. Но не следует брать рыхлую нитку, иначе она порвется, а при дерганье нитки должны суметь выдержать сильное натяжение, чтобы тесьма вышла плотной и аккуратной. Поэтому пряжу из-под распущенных вещей лучше не использовать.
Осваивайте это плетение, экспериментируйте с цветами, ищите новые способы плетения. Красивому шнурку всегда найдётся применение: украсить одежду или предмет интерьера, повесить картину, сплести красивый узел, тесьму для волос, красивый браслетик, шнурок для телефона или для обуви...
Мастер-классы по плетению дёрганцев вы найдёте на странице Учёба
На изображении ниже я оформила моё пано с Рунной формулой шнурами, сплетёнными в технике дёрганье "Спираль" (сами руны выполнены "Кручёным шнуром" и пришиты к картону).
* А.С.Кишев, Л.А.Кишева "От кончиков пальцев к развитию мозга." Издательский центр "Эль-Фа" Нальчик 2004